

Фи́шинг — это вид кибератаки, при которой злоумышленник пытается получить доступ к личной информации пользователя, например к логину и паролю от электронной почты или данным банковской карты.
Фишинг отличается от других видов хакерских атак тем, что мошенники активно манипулируют базовыми человеческими эмоциями, такими как любопытство и страх, а также используют информацию, которые смогли собрать из открытых источников о человеке.
Фишинг проходит по электронной почте, SMS, в мессенджерах и в социальных сетях. Атака выглядит так: человек получает письмо или сообщение от сервисов, которым он доверяет. Например, от своего банка, интернет-провайдера или магазина, где недавно совершил покупку. В этом письме его просят срочно указать личные данные или обновить их, иначе счёт будет заблокирован или возникнут другие проблемы. Это и есть приманка, так называемое «забрасывание удочки».
Если приглядеться к такому «срочному» письму или СМС, можно заметить, что домен или номер телефона не совпадают с официальными контактами сервиса, банка или магазина. А в самом письме или сообщении будет ссылка, ведущая на копию официального сайта. Если пользователь введёт там свои данные, то они попадут к мошенникам.
Жертвами фишинга может стать любой человек, независимо от возраста, пола или социального статуса. Если вы откроете папку для спама в своей электронной почте, то наверняка обнаружите не одно подозрительное письмо.
Однако часто мошенники ориентируются на людей, которые хуже разбираются в современных технологиях или не знают о фишинг-атаках, например на пожилых людей и детей. Поэтому важно делиться с близкими информацией о том, что такое фишинг и что делать, чтобы не попасться на уловки мошенников.
Среди сервисов чаще всего страдают банки и электронные платёжные системы, то есть те сервисы, которые работают с деньгами.
Для защиты от фишинга важно помнить несколько базовых правил!
1. Не отвечайте на подозрительные сообщения и звонки.
Фишинговые атаки часто начинаются через электронную почту, сообщения в социальных сетях или мессенджерах. Мошенники используют разные способы, чтобы убедить человека предоставить им личные данные или перевести деньги. Никогда не отвечайте на подозрительные сообщения и не переходите по ссылкам, которые вы не запрашивали.
2. Проверьте адрес отправителя.
Мошенники могут подделать адрес отправителя, чтобы сделать письмо более правдоподобным. Однако если вы внимательно посмотрите на него, то обнаружите, что он не соответствует официальному адресу компании. Если сомневаетесь в подлинности письма, обратитесь в службу поддержки компании и уточните информацию.
3. Используйте антивирусы и определители номеров
Антивирусное программное обеспечение помогает защитить компьютер от спам-сообщений, а определитель номеров — от звонков, которые используют для фишинговых атак. Обновляйте своё антивирусное ПО регулярно, чтобы защитить себя от новых видов угроз.
4. Используйте разные пароли для разных сайтов
Многие люди используют один пароль для всех сервисов. Это удобно, но, насколько бы он ни был сложным, узнав его, злоумышленники смогут авторизоваться на всех сайтах, которыми пользуется человек.
Важно, чтобы пароли всегда были уникальными. Если вам сложно их запомнить, то используйте специальные приложения: Kaspersky Password Manager, «Пассворк» и другие.
5. Настройте двухфакторную аутентификацию
Почтовый ящик, для доступа к которому используется мобильный телефон, тоже может быть взломан. Мошенники могут перехватить SMS-уведомления и всё равно войти в ваш аккаунт. Однако сделать это будет сложнее, а далеко не все мошенники технически подкованы.
6. Будьте осторожны, совершая онлайн-покупки
При покупке товаров или услуг убедитесь, что сайт использует безопасный протокол передачи данных, — в строке с адресом сайта должно быть написано https, а не http. Такие сайты в адресной строке браузера обозначаются символом замка:
Если нажать на него, то можно увидеть информацию о сертификате безопасности: наименование организации, которой он принадлежит, и его срок действия.
Никогда не вводите свои платёжные данные на сайтах, которым вы не доверяете. Заведите отдельную банковскую карту для покупок в интернете и не храните на ней большую сумму денег.
7. Обновляйте программное обеспечение
Обновление операционной системы, браузера и других программ позволяет повысить их защищённость. Как правило, в новых версиях устраняются выявленные уязвимости.
8. Будьте осторожны, когда используете общественный Wi-Fi
Общественные Wi-Fi-сети могут быть небезопасными, так как мошенники часто используют их для доступа к личным данным людей. Любая операция через такую сеть может привести к перехвату информации, например данных банковских карт.